0 1030

«О глубинных корнях социальности в русском обществе и государстве»

«О глубинных корнях социальности в русском обществе и государстве»

Доклад А.А. Лацис, клинического психолога, эксперта в социально-политической психологии, члена Центрального Совета ООД НПСР на секции “Социальное государство и права трудящихся” МСЕФ-2019

В данном докладе мы будем опираться на глубинную (аналитическую) психологию в контексте исторического анализа формирования русской идентичности. Психологическая область исторической памяти народа лежит в его культурном бессознательном, являющемся частью общего коллективного бессознательного.

Изначальная самоидентификация русских, как народа, определилась связью с природой на уровне её одушевления, и ассоциированием природы с образом Матери. Поэтому в истоках формирования идентичности и культурного бессознательного заложено отношение к ближнему, как брату или сестре. Природная родственность происхождения лежала в основе восприятия человека, как такое же дитя Матери-природы. Быт народа формировался по принципу «открытой системы», что способствовало творческому развитию отдельной личности и всего народа в целом.

Принятие христианства являлось естественным шагом развития Русской цивилизации. Стремление преодолеть зависимое положение от явлений природы (Матери) являлось психологической закономерностью развития русского народа (Ребёнка), стремившегося познавать внешнюю и внутреннюю реальность самостоятельно. Никакая другая религия не была бы принята русским народом, кроме православия, так как в её основе было заложено психологическое перерождение на фоне «сепарации» с Матерью-природой.

Образ Отца-творца становится тождественен самосознанию русского народа, принявшего Истину Христа образцом любви и самопожертвования ради спасения человечества. Образ Девы Марии – символ идеальной жертвенной материнской любви и заступничества.

При этом следует отметить, что до Никоновской реформы в 17 веке (инициированного «прокатолической партией» Раскола 1666 года) во всех церковно-православных писаниях христиане именовались, как отроки / дети Божьи. После раскола – «рабы Божии». Не сложно предположить, что зарождение внутренних конфликтов и противоречий, подрывающих глубинную связь с духовной основой рождения и развития русского народа, которые в дальнейшем привели к серьёзному духовному кризису (фактически отречению от православной веры), произошло в результате «невинной» семантической подмены и переименования в 17 веке христиан - «отроков Божиих» на «рабов» (при Алексее Михайловиче), с юридическим закреплением «рабского статуса» подавляющего большинства народа (при ПетреI) - вплоть до конца 19 в.

Необходимо так же отметить, что именно с Петра I начался и массовый завоз иностранцев (иноверцев), которые активно вливались в русскую элиту, развращая и подменяя ее. Слом коренных традиций и духовная колонизация привели к тому, что в России сложилась уникальная ситуация – парадоксального сосуществования в рамках одного государства двух народов – которые даже говорили на разных языках: формально «русской», а фактически полуколониальной «элиты», в определенный исторический момент ставшей говорить преимущественно на иностранных языках (сначала голландском, затем немецком и французском), которая не только была отделена имущественно, но и культурно, и даже лексически – абсолютно не понимая русского языка «своего» народа – крестьян / христиан. Таким образом, в формально православном, а на деле совершенно не евангельском обществе, закрепилась ветхозаветная схема – с «избранными» и «неизбранными».

Хотя после войны 1812 года и подъема именно Русского самосознания русский язык стал вновь возвращаться в верхушку общества, именно Раскол стал первопричиной глобальной разбалансировки общественного сознания и поддержки массовых народных восстаний.

Вторым мощным ударом по коллективному бессознательному русского народа и ответной яростной потребностью к установлению справедливости, в том числе социальной, стало распространение «ереси капитализма» в т.ч. на государственном уровне в конце 19- начале 20 века.

В основном политические и социальные исследования, программы и идеологии вписывают человека в «общее пространство» социальных потребностей и связей, не учитывая индивидуальные человеческие особенности, личные потребности и желания, которые имеют свои внутренние границы, психологические защиты и факторы сопротивления.

Исторически неустойчивое самоопределение русского народа, и как следствие нарушения личной самоидентификации, явилось причиной возникновения внешних социальных и индивидуальных внутренних конфликтов.

Важнейшей причиной дисбаланса русского самосознания стали фактические нарушения догм православия, которое определяло идеалистические установки и нормы морали, в том числе в личной, общественной и экономической жизни народа, становясь основой культурного и коллективного бессознательного.

Нам важно понимать, что православная вера состоит из трех неразрывно связанных между собой частей:

(1) духовной веры в высшее, сакральное (уровень самоидентификации народа - идея);

(2) обрядовости (уровень инициации - выражение идеи) и

(3) социальной жизни, основанной на евангельских принципах справедливости (уровень реализации - воплощение идеи).

При всех описанных выше отступлениях, до переворота 1917 года в упор был сделан на первых двух частях. После переворота 1917 года – упор только на третьей части сугубо материальной справедливости. После переворота 1991 года – фактическое руководство обрядовостью, при отсутствии духовной веры и социальной справедливости.

Описывая социальную этику русского православия (до 82% населения имеет православные корни) - да и социальной философии ислама, который так же присутствует на территории России (включая до 10% населения), социальная справедливость в коллективном и культурном бессознательном включает в себя следующие ценностные ориентиры:

(1) Общественное управление, основанное на земских общинах (церковь, да и умма – это общины по своему определению)

(2) Неростовщической денежной системы (ростовщичество осуждается и в христианстве и исламе)

(3) Терпеливом труде на благо близких, самоограничении, и если говорится о богатстве, только как даре, которое следует отправлять на помощь нуждающихся, а не на личное бесконечное потребление.

(4) Любви и Самопожертвовании, что и есть Бог для православных.

Сегодня в обществе мы имеем прямо противоположную картину:

(1) Управление захвачено «избранными», изолированными от общества т.н. «партиями» (изначально исторически вышедшими из масонских орденов), которые получили преимущества над простыми избирателями, советы самоуправления повсеместно ликвидируются под разными предлогами.

(2) Миром управляют ростовщики

(3) Богатство сакрализовано и возведено в ранг «религиозной добродетели», а потребление названо целью существования общества.

(4) Всем правит Эгоизм, а Любовь и Самопожертвование объявляют уделом либо сумасшедших, либо карбонариев, опасных для существования системы.

Особенностью восприятия социальной реальности русского человека, является отождествление «общественно значимых» явлений с формированием и восприятием «личностного», в результате - внутренняя неудовлетворённость объясняется внешними, а не внутренними (собственными) причинами и факторами.

Возникающее в результате внутреннего конфликта индивидуальное «сопротивление» провоцирует поведение, направленное на разрушение «социального устройства» противоречащего складывающемуся веками культурному бессознательному русского народа. При этом, такое «сопротивление» (как в позитивном, так и в негативном ключе, что случается чаще, потому что проще) можно наблюдать на любом уровне социально-значимых процессов (начиная с семьи и заканчивая принятием государственных решений).